Забавно читать женские журналы (сам не читал — рассказывали) и думать, что женские оргазмы — это такая небольшая награда женщинам за то, что они терпят месячные и беременность. Сделка с Дарвином. Однако исследование, опубликованное в понедельник, показывает, что по мере того, как млекопитающие превращались из одиноких созданий в социальные, овуляция стала более автоматической, а оргазм и клиторы потеряли свою репродуктивную роль.
Наверное, вас удивит, почему мы вообще об этом говорим. Но не удивляйтесь: вопрос истоков женского оргазма волнует очень и очень многих на этой планете. Почему это важно?
У ряда млекопитающих секс стимулирует выброс гормонов и необходим для овуляции. Но однажды спаривание оказалось оторванным от этой биохимической мельницы. Когда? Почему? Изучить этот аспект сексуального общения наших предшественников не так-то просто.
Новое исследование, опубликованное в Journal Experimental Zoology, посвящено истории женского оргазма и прослеживает его путь до самых первых похожих биологических откликов млекопитающих, занимающихся сексом.
Со времен Аристотеля ученые искали биологические и функциональные предпосылки женского оргазма. Мужчинам нужен оргазм, чтобы выпустить семя, но женщинам не нужен оргазм, чтобы забеременеть или для овуляции. Некоторые ученые полагают, что оргазмы продолжают существовать, поскольку у них есть психологическая функция в воспроизводстве — они приятны, поэтому поощряют женщин заниматься сексом.
В новом исследовании ученые задаются вопросом: откуда взялся женский оргазм?
Плод любви
Михаэла Павлиев из отделения педиатрии в медицинском центре детской больницы в Цинциннати и Гюнтер Вагнер, эволюционный биолог из Йельского университета, сравнили более примитивных животных с более сложными, чтобы выяснить, как и когда женский оргазм разошелся с овуляцией.
Животные-одиночки вроде кошек и кроликов испытывают овуляцию, индуцированную самцом — зрелая яйцеклетка высвобождается из яичника только во время совокупления. Ученые заявили о существовании физиологической реакции, похожей на климакс у людей, и когда происходит овуляция, высвобождается гормон под названием пролактин.
Но женщины испытывают прилив пролактина во время оргазма, даже если в этот момент не происходит овуляция. Новое исследование показывает, что женский оргазм и сопутствующее высвобождение гормона являются наследственным пережитком этой репродуктивной функции, поскольку у людей и других плацентарных млекопитающих вроде приматов овуляция происходит спонтанно. Когда индуцированная овуляция превратилась в спонтанную овуляцию, женский оргазм стал служить другой цели, не имеющей особого значения для воспроизводства людей. Вагнер и Павлиев также выяснили, что когда овуляция перестала зависеть от оргазма, клитор перестал располагаться во влагалищном канале.
«Женский оргазм является рудиментом эволюции, как аппендикс, — говорит Вагнер. — Он мог использоваться для чего-то, но непонятно, осталась ли у него какая-нибудь еще функция, помимо психологического связывания партнеров». Вагнер связывает женский оргазм с человеческой способностью наслаждаться музыкой и другими более тонкими аспектами жизни. «Ценность способностей человеческого тела необязательно должна быть функциональной».
И хотя женский оргазм давно потерял свою историческую роль, он по-прежнему ускоряет овуляцию у людей — но только если овуляция должна произойти в течение часа, говорит Вагнер.
Что теперь?
Пусть он и потерял свою биологическую функцию, но он останется с людьми. Потому что клитор и пенис развиваются из одной и той же части эмбриона. «Если бы клитор исчез в процессе эволюции, исчез бы и пенис», — говорит Вагнер. Но нет пениса — значит нет способа естественным путем внедрить сперму в тело женщины, поэтому если бы мы не научились размножаться с помощью экстракорпорального оплодотворения, это могло бы поставить нас под угрозу исчезновения.
По той же причине у мужчин остаются соски — они остаются от предыдущей стадии развития эмбриона и не имеют особой функции, помимо существования лишних эрогенных зон. Но женщинам они необходимы, поэтому остаются и у мужчин.
Вердикт людей в белых халатах
Короче говоря, люди занимаются сексом по причинам, которые далеко выходят за пределы обычного воспроизводства.
Эта статья — свежий взгляд на существование женского оргазма, но Кэролайн Пьюколл, профессор психологии, не принимавшая участие в исследовании, считает, что мы никогда не поймем его назначение в полной мере.
Наши основные потребности давно удовлетворены, а значит «мы можем делать больше, чем просто пытаться выживать», говорит Пьюколл, практикующий сексопатолог. Вместо того чтобы пытаться забеременеть, многие люди пытаются сейчас ограничить свою плодовитость. Многие люди не хотят иметь детей или встречаются с партнерами того же пола и продолжают испытывать оргазм.
Итак, женский оргазм действительно помогал людям воспроизводиться, потерял свою функцию, но остался важной частью секса. «Жизнь куда сложнее, чем мы привыкли считать», говорит Вагнер.
Ученые выяснили, как и зачем появился женский оргазм
Илья Хель