27 ОктБиблиотека Гумер — история


Дата: 27.10.2015

Ваш комментарий о книге
Агурский М. Идеология национал-большевизма

ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора
Часть 1. Катастрофа
Груда мусора
Буйная чернь
Новая Иудея
Часть 2. В сторону большевизма
Левое народничество
Скифство
Китеж-град
Николай Клюев
Сергей Есенин
Илиодор
Мировая мистерия
Александр Блок
Андрей Белый
Максимилиан Волошин
Мариэтта Шагинян
Валерий Брюсов
За сильную руку
За Матушку-Россию
Большевизм против коммунизма
Пример из Гамбурга
Откровение в Чите
В Каноссу
Гнев кадетов
Размен вех?
Владимир Львов
Алексей Толстой
Харбинский одиночка
Исход к Востоку
Идеология спецов
Православная Церковь
Русифицированные евреи
Исай Лежнев
Владимир Тан-Богораз
Литературные попутчики
Борис Пильняк
Владимир Лидин
Всеволод Иванов
Леонид Леонов
Константин Федин
Футуристы
«Россия»
Выводы
Часть 3. Встречный поток
Красный патриотизм
Единая и неделимая
Святая святых
Провокация национализма
Первый энтузиазм
Первые тревоги
Одиннадцатый съезд
Контратака Зиновьева
Двенадцатая партконференция
Двенадцатый съезд
Борьба за попутчиков
Enfant terrible
Ленинский призыв
Триумф фашизма в Европе
Выводы
Часть 4. Социализм в одной стране
Сталин
Литературная борьба
Война против Устрялова
Четырнадцатый съезд
Тревога Бухарина
Закрытие «России»
«Дни Турбиных»
Сменовеховцы в Наркоминделе
Ключинков о евреях
Визит Шульгина
Контратака Бухарина
Зловещая тень
Еврейский бунт
Декларация митрополита Сергия
Национал-большевизм против национал-коммунизма
Отклики за границей
Заключение
Приложение № 1: Демографические сдвиги после революции
Приложение № 2: Дело Дмитриевского
Комментарии
Литература
Официальные документы
Протоколы съездов и совещаний
Решения съездов и др. партийные документы
Сборники
Периодические издания
Архивные материалы
Справочные издания

От автора

С волнением предлагаю я эту книгу, опасаясь, что она может вызвать горячие споры. Слишком уж много щепетильных вопросов в ней затронуто. Я замахнулся на много мифов советской истории, я не стеснялся по­рой говорить неприятные вещи, но не ставил себе других задач, кроме объективного изучения истины.

Не следует искать виноватых и невиновных в истории. Легко подсчитывать ошибки, когда битва уже закончена. И после нас найдутся учетчики, которые, пожалуй, станут собирать на нас материалы к Страшному суду. Надо пытаться понять действия всех, кто бы они ни были: кадеты, эсеры, левые, коммунисты, сектанты. Большевистская революция – это гигантская человеческая трагедия, изучение которой будет продолжаться еще долго.

В книге есть и «герои». Это, прежде всего профессор Николай Устрялов. Я испытываю чувство глубокого уважения к этому выдающемуся мыслителю за его прозорливость, интеллектуальное мужество, но вместе с тем многие его взгляды внушают мне отвращение, и, прежде всего апофеоз тоталитаризма. Устрялов сыграл выдающуюся роль в советской истории, и я не сомневаюсь, что со временем он займет в оной надлежащее место и признание. Я хорошо понимаю, как им можно злоупотреблять, и очень не хотел бы, чтобы он превра­тился в знамя неофашизма или во что-либо в этом роде. Меня глубоко также интересует личность Исая Леж­не­ва, этого также еще почти неизвестного, крупного «героя» советской истории. И он, несомненно, станет предметом горячих и злых споров. Мне не до конца понятен другой сфинкс советской истории – нарком Анатолий Луначарский.

Его считают поверхностным болтуном, графоманом, но не мешало бы поглубже взглянуть на этого человека. Я полностью отвергаю миф о Бухарине как об умнейшем «русском» человеке и позволю себе считать его «дураком» советской истории, притом злейшим врагом всего русского. Роль Троцкого намного сложнее, чем ее себе представляют, не говоря уже о роли Сталина.

Естественно, я подвергался различным влияниям в ходе своей работы. В окончательном формировании моей концепции сыграла важную роль работа проф. Гершома Шолема (Иерусалим) о еврейском мистицизме, послужившая мне эталоном при обсуждении роли русского мистицизма в национал-большевизме. Но при обсу­ждении эсхатологии я придерживался классификации Иоанна Мейендорфа. Мне оказались близкими многие положения книги о социализме моего соавтора по сборнику «Из-под глыб» Игоря Шафаревича, а также многие общие взгляды на советское общество Александра Зиновьева.

Работа над книгой была трудной, но увлекательной. Пришлось разыскивать материалы по всему миру. Я начал ее в Москве, но никогда бы не смог ее там закончить из-за принципиального отсутствия многих важных материалов; вместе с тем нехватка материалов, свободно доступных в СССР, осложнила мне работу. Я искал нужные материалы в Иерусалиме, Тель-Авиве, Париже, Мюнхене, Лондоне, Нью-Йорке, Вашингтоне, Энн-Арборе, Милане и даже в маленьком израильском поселении Биньямине.

В выработке концептуальной части работы, в ее обсуждении приняли участие многие люди, кому я глубоко благодарен. Это проф. Яков Тальмон (Иерусалим), д-р Ионатан Френкель (Иерусалим), покойный проф. Жорж Хопт (Париж), проф. Роберт Таккер (Принстон), проф. Ален Безансон (Париж), проф. Леонард Шапиро (Лон­дон), проф. Питер Реддовей (Лондон), проф. Михаил Геллер (Париж), проф. Никита Струве (Париж), Алек­сандр Исаевич Солженицын, иеромонах Иоанн Хризостом (Нидералтайх), проф. Мишель Окутюрье (Париж), проф. Фредерик Баргхорн (Нью-Хэйвен), д-р Мордехай Альтшулер (Иерусалим), проф. Шмуэль Этингер (Иеру­салим), д-р Лазарь Флейшман (Иерусалим), проф. Дмитрий Сегал (Иерусалим), Елена Толстая-Сегал (Иеруса­лим), проф. Исраэль Гецлер (Иерусалим), д-р Зеев Кац (Иерусалим).

При всем несогласии с Роем Медведевым выношу ему благодарность за полезную дискуссию о сталинизме. Я глубоко благодарен проф. Грегори Гроссману (Беркли) за ценные материалы, присланные мне, а также секретарю Общества евреев, выходцев из Китая, Михаилу Кляверу (Тель-Авив), лично знавшему Устрялова в Харбине, за сообщенные им сведения. Кстати, все, кто лично знал Устрялова или же учился у него, как, напри­мер, проф. Евсей Домар (Бостон), Елена Александровна Якобсон (Вашингтон), Балла Ольмерт (Биньямина), единодушно говорят об Устрялове как о человеке в высшей степени достойном.

Я выношу глубокую признательность Галине Келлерман за всестороннюю помощь, оказанную ею в моей работе, а также моей дочери Тане за перепечатку моей рукописи.

Иерусалим, 1979

.

Обсуждение закрыто.