25 ЯнвБиблиотека Гумер — история


Дата: 25.01.2016

Вaш кoммeнтaрий o книгe
Рид П. Тaмплиeры
OГЛAВЛEНИE
Прeдислoвиe
XРAМ Чaсть I.
Xрaм Сoлoмoнa 1.
2. Нoвый xрaм
Xрaм-кoнкурeнт 3.
4. Внoвь oбрeтeнный Xрaм
ТAМПЛИEРЫ Чaсть II.
5. Бeднoe брaтствo – Xристoвo вoинствo
6. Тaмплиeры в Пaлeстинe
7. Лaтинскoe Зaмoрьe
8. Сaлaдин
Ричaрд Львинoe Сeрдцe 9.
10. Внутрeнниe врaги
Фридриx II Гoгeнштaуфeн 11.
12. Aкрскoe кoрoлeвствo
13. Людoвик IX Фрaнцузский
Пaдeниe Aкры 14.
ПAДEНИE ТAМПЛИEРOВ Чaсть III.
Тaмплиeры в изгнании 15.
16. Атака на Храм
Падение ордена Храма 17.
Эпилог. Приговор истории
Приложения
Последние крестовые походы
Список Великих магистров ордена Храма и время их правления:
Примечания
Рыцарь-храмовник из романа «Айвенго» Бриан де Буагильбер предает в образе демонического антигероя, столь же «наделенного нечеловеческой отвагой, сколь и порочного, надменного, жестокого и сластолюбивого, которому неведом страх ни земле, ни на небесах». Этот военизированный орден известен нам по произведениям сэра Вальтера Скотта. Кто такие тамплиеры? Немногим лучше и два великих магистра, описанных знаменитым шотландцем: Жиль Амори из «Талисмана» отличается коварством и вероломством, а Лука Бомануар из «Айвенго» – ярым фанатизмом.
В основе либретто – эпический средневековый роман Вольфрама фон Эшенбаха. Напротив, Рихард Вагнер в опере «Парсифаль» выводит рыцарей-тамплиеров доблестными защитниками Святого Грааля. Таким образом, в XIX веке сформировалось два противоположных взгляда на орден тамплиеров: с одной стороны – если верить Вальтеру Скотту, – это сборище развращенных извергов, а с другой – бескорыстное рыцарское братство «Парсифаля». И хотя в самом источнике дано очень поверхностное описание храмовников, автору оперы этого показалось достаточно, чтобы однозначно представить тамплиеров благородными и высоконравственными героями.
Исходя из общего представления о крестовых походах как о ранних примерах европейской агрессии и империализма, в тамплиерах стали видеть только жестоких фанатиков, огнем и мечом насаждавших свою идеологию. Укоренилось мнение, будто орден тайно распространял и пропагандировал мистические взгляды древнеегипетских жрецов, изложенные в книгах, обнаруженных в храме Соломона в Иерусалиме, и будто уже в наше время орден непосредственно причастен к формированию масонских лож. При этом их обвиняли в предательстве христианских идей, так как они поддерживали тесные и многолет-ние контакты с господствовавшими на Востоке иудаизмом и исламом. В XX веке тамплиеров представляли только в черных красках: их считали предшественниками рыцарей Тевтонского ордена, на который ориентировался в 1930-х годах Гиммлер, создавая эсэсовские отряды. Кроме того, утверждают, что храмовники принимали под защиту катаров, оставшихся в живых после разгрома альбигойцев; что столетия они покровительствовали монархам, что в XIX веке на юго-западе Франции некий священник случайно нашел спрятанные сокровища ордена, что тамплиеры были хранителями бесценных христианских реликвий, например, забальзамированной головы Иисуса и Туринской плащаницы…
Именно здесь находится главный конфликтный узел более чем двухсотлетней истории рыцарей Иерусалимского храма – от Средних веков до наших дней. Рассказ я начну издалека, отнюдь не с момента основания братства тамплиеров бургундским рыцарем Гуго де Пейном в 1119 году и даже не с провозглашения папой Урбаном II на Клермонском соборе 1-го Крестового похода в 1095 году. Я хочу рассказать правду об ордене, оставив в стороне всякого рода домыслы и опираясь лишь на авторитетные источники. По-моему, невозможно понять мировоззрение тамплиеров, если не разобраться в проблемах развития и взаимодействия трех монотеистических религий – иудаизма, христианства и ислама.
В наше время, когда папе римскому предлагают извиниться от лица католической церкви за инициированные ею крестовые походы, вполне уместно разобраться в мотивах, которыми она при этом руководствовалась. Тем, кто знаком с историей крестоносцев, некоторые разделы данного повествования могут показаться повторением давно известного. Ну что ж, пусть перевернут страницы, не читая. Если направить взгляд от раннего Средневековья к запутанным событиям предшествующих веков, можно получить ответы и на другие вопросы. Зато менее искушенным читателям рассказ о религиозных войнах, надеюсь, будет интересен.
Материалы о так называемых «божественных деяниях франков» также включены в книгу не случайно. Под знаменами ордена тамплиеров объединились люди многих национальностей, стремившиеся распространить христианство по всему миру. Распад рыцарского братства обозначил переломный момент в развитии человечества – на смену общехристианским целям пришли интересы конкретных государств, начался тот самый процесс, который – уже в наше время – мировое сообщество пытается обратить вспять, мечтая об единении.
Вообще создается впечатление, что многие арабские лидеры нашего времени, от Абделя Насера до Саддама Хусейна, пытались играть роль средневекового Саладина, устроившего резню неверных при Хыттине, или уподобиться египетскому султану аль-Ашрафу, сбрасывавшему их в море. Средневековая концепция «Священной Римской империи» отчетливо перекликается с идеями основателей Европейского союза. В патологической аморальности германского императора Фридриха II немало сходного с поведением таких властителей, как римский император Нерон или Гитлер. А рыцарские отряды сирийских ассасинов можно считать прямыми продолжателями иудейских сикариев и предшественниками террористов-самоубийц из палестинской военизированной организации «Хезболла». В истории тамплиеров просматривается немало параллелей между прошлым и настоящим.
Однако никто из этих замечательных специалистов не несет ответственности за возможные недочеты данной книги – они целиком на совести автора. Отдельно хочу поблагодарить профессора Джонатана Райли-Смита – за поддержку и ценные советы, а также профессора Ричарда Хетчера, прочитавшего эту рукопись и сделавшего ряд исправлений. Выражаю признательность всем историкам, из чьих работ я почерпнул сведения о тамплиерах.
Приношу также благодарность Энтони Грихэму, который подтолкнул меня к написанию работы по истории тамплиеров, моему агенту Гиллону Айткену, оказавшему помощь в реализации этого проекта, редактору Джейн Вуд – за постоянную поддержку и бесценную помощь при работе над первым вариантом, а также Селине Уолкер – за помощь в подборе карт и рисунков. Кроме того, благодарю Эндрю Синклера за предоставленные книги о тамплиерах из его личной библиотеки, Чарлза Гласса – за ознакомление с воспоминаниями Усамы ибн-Мункыза, а также сотрудников Лондонской публичной библиотеки – за любезное содействие моим изысканиям.

Пирс Пол Рид
Тамплиеры
The Templars
Серия: Историческая библиотека
Издательства: АСТ, АСТ Москва, Хранитель, Харвест, 2008 г.
Твердый переплет, 432 стр.
Тираж: 3000 экз.
Формат: 84×108/32
Переводчик: В. Абашкин

Обсуждение закрыто.