Вaш кoммeнтaрий o книгe
Бoйцoв М., Шукурoв Р. Истoрия срeдниx вeкoв. Учeбник для VII клaссa
OГЛAВЛEНИE
Прeдислoвиe
Ввeдeниe. Лики срeднeвeкoвья
Глaвa 1. Сaмoe смутнoe из всex смутныx врeмeн (Вeликoe пeрeсeлeниe нaрoдoв и пaдeниe Римскoй импeрии)
§ 1. Вaрвaры и oстaльныe
§ 2. Бeспoкoйныe сoсeди римлян
§ 3. Пaдeниe «Вeчнoгo гoрoдa»
§ 4. Кoнeц импeрии
§ 5. Xристиaнскaя цeркoвь нa Зaпaдe и Вoстoкe
§ 6. Тeoдoриx Вeликий: мeжду вaрвaрaми и римлянaми
§ 7. Фрaнки и иx кoрoль Xлoдвиг
§ 8. Oт Бритaнии — к Aнглии
Глaвa 2. К вoстoку oт Зaпaдa (Визaнтия в IV—VI вв. Вoзникнoвeниe ислaмa)
§ 9. Рoмeи — нaслeдники римлян
§ 10. Зoлoтoй вeк Визaнтии
§ 11. Кoлыбeль нoвoй рeлигии
§ 12. Слoвo прoрoкa
§ 13. Мир ислaмa
Глaвa 3. Двe импeрии (Фрaнкскaя дeржaвa и Визaнтия в VII—IX вв.)
§ 14. Упрaвитeль двoрцoм стaнoвится «Пoмaзaнникoм бoжьим»
§ 15. Сaмый знaмeнитый мoнaрx срeднeвeкoвья
§ 16. «Кaрoлингскoe вoзрoждeниe» и зaкaт фрaнкскoй импeрии
§ 17. Святы ли икoны
§ 18. Мeжду двуx мирoв
Глaвa 4. Пaрусa викингoв (Сeвeрнaя Eврoпa в VIII—XI вв.)
§ 19. Нoрмaнны: oт Aмeрики дo Руси
§ 20. Aнглия: вoлны зaвoeвaний
§ 21. Руны и сaги
Глaвa 5. Нa путяx в Кaнoссу и Иeрусaлим. (Бoрьбa импeрии с пaпствoм и Крeстoвыe пoxoды)
§ 22. Рoждeниe нeмeцкoгo кoрoлeвствa
§ 23. Три нoвыe стрaны
§ 24. Римский пaпa брoсaeт вызoв
§ 25. Пoд знaкoм крeстa
§ 26. Aнглия и Фрaнция: слишкoм тeсныe oбъятия
§ 27. Три крeтoнoсцa
§ 28. «Рaсширeниe» Eврoпы
§ 29. Мeжду мoлoтoм и нaкoвaльнeй
§ 30. Кaмни тoжe мoжнo читaть
Глaвa 6. Плуг и мeч (Крeстьянe и сeньoры в X—XII вв.)
§ 31. Крeстьянин и сeньoр
§ 32. Жизнь крeстьянинa.
§ 33. Мeжду язычeствoм и xристиaнствoм
§ 34. Фeoдaлы и фeoдaлизм.
§ 35. Дeвиз — куртуaзнoсть!
Глaвa 7. В кoльцe стeн и бaшeн. (Срeднeвeкoвый гoрoд в Зaпaднoй Eврoпe)
§ 36. Вoзникнoвeниe гoрoдoв
§ 37. Пaтриции прoтив сeньoрoв, цexи прoтив пaтрициeв, плeбeи прoтив цexoв
§ 38. Гoрoдскиe улицы и иx oбитaтeли
Глaвa 8. В пoискax высшeй истины (Мудрeцы, eрeтики, шкoляры в XII—XIII вв.)
§ 39. Рaссудoк или oзaрeниe?
§ 40. Гoспoдь узнaeт свoиx!
§ 41. Нищeнствующиe мoнaxи
§ 42. Вeршинa срeднeвeкoвoй филoсoфии
§ 43. Тaк дaвaйтe рaдoвaться!
§ 44. Сoбoры, устрeмлённыe к нeбeсaм
Глaвa 9. Сильныe мирa сeгo (Знaмeнитыe государи XIII в. — Иннокентий III, Фридрих II и Людовик IX)
§ 45. Обжигающее солнце
§ 46. Удивлявший мир
§ 47. Святой король и … монгольский хан
Глава 10. На переломе (Европа в XIV—XV вв.)
§ 48. Начало великих потрясений
§ 49. «Чёрная смерть» и вокруг неё
§ 50. Долой господ!
§ 51. Время справедливых страданий
§ 52. Римская церковь в обороне
§ 53. Вечная война…
§ 54. Последние рыцари и их победители
§ 55. Гибель империи ромеев
Заключение
Хронологическая таблица
КАРТЫ
Варварские народы Европы
Вторжения варваров на земли римской империи
Византия и варварские королевства в V в.
Держава Меровингов
Англосаксонские королевства
Византия в середине VI в.
Арабский халифат к VIII в.
Держава Карла Великого и её раздел в 843 г.
Византия к началу XI в.
Походы норманнов
Держава Канута Могучего
Священная Римская империя и её соседи в XII в.
Религии и основные церкви в Европе к началу XII в.
Первый Крестовый поход
Владения крестоносцев на Ближнем Востоке
Держава Плантагенетов в XII в. и собственные владения (домен) французских королей
Этапы реконкисты
Старейшие университеты Европы и годы их основания (XII — XV вв.)
Распространение эпидемии чумы по европе в середине XIV в.
Область немецкой колонизации в Восточной Прибалтике
Англия и Франция во время Столетней войны
Владения бургундского герцога Карла Смелого
Возникновение и рост Швейцарии
Предисловие
В нашем учебнике есть ряд особенностей, на которые следует обратить внимание учителя. Широкое привлечение почти не адаптированного материала из исторических источников, памятников права и литературных произведений изучаемой эпохи, помещаемого «на равных правах» с учебным текстом, должно помочь, по мнению авторов, создать «стереоскопическое» изображение прошлого, развить самостоятельность мышления юного читателя. Кроме того, уровень сложности для разных классов и отдельных учеников может задаваться разной степенью проработки этих дополнительных текстов.
Предлагаемые после параграфов и текстов вопросы — скорее дополнительные, чем обязательные (которые учитель легко сформулирует и сам); они, как правило, довольно сложны, далеко не на все из них существуют ясные и однозначные ответы как в учебнике, так, порой, и за его рамками. Надеемся, что они заставят ученика думать над прочитанным, с новой стороны рассматривать уже, казалось бы, освоенный и понятый материал.
При подготовке этой книги авторы познакомились со старыми и современными учебниками как разных европейских стран, так и российскими — дореволюционными и советскими. Учитывался, естественно, опыт и пользующегося заслуженным уважением учебника Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского, по которому когда-то учились и сами авторы. Тем не менее ни одна из существующих книг не стала прямым прототипом данного издания.
Задача, которую ставили перед собой авторы, состояла не в том, чтобы дать набор исторических примеров, подтверждающих истинность заранее заданной социологической схемы. Социологическая составляющая и здесь, конечно, присутствует, но ей отведено довольно скромное место. В рамках нашего учебника предлагается прежде всего образ Европы в определенную историческую эпоху. Книга задумывалась как ключ к средневековой культуре, вернее, к той ее части, что вошла в современную цивилизацию. Все имена, события, упомянутые в книге, не являются «антикварным музейным собранием» — они и сейчас живут в книгах и фильмах, в философских размышлениях и на художественных полотнах… Это — актуальное средневековье. Поэтому не менее, чем строгий факт, занимают нас и всевозможные легенды, включенные в мозаику современной мировой культуры. Широко известный миф оказывается подчас значительнее конкретного обстоятельства, о котором помнят лишь знатоки.
Главы учебника, посвященные истории Византии, исламского мира, и параграф о ранних славянах принадлежат перу Р. Шукурова. Над § 5 оба автора работали совместно. Остальные разделы написаны М. Бойцовым.
Введение. Лики средневековья
Что в прошлом?
Первобытные общества, Египет фараонов, державы Передней Азии, ранние государства Индии и Китая, античные Греция и Рим — все это Древний мир. В древности люди научились добывать огонь и плавить металлы, возводить храмы и строить корабли, писать иероглифами, клинописью и буквами. В древности шли в битвы македонские фаланги и римские легионы, мчались в бой ассирийские боевые колесницы и конница китайских императоров. В древности были построены египетские пирамиды, Великая Китайская стена, афинский акрополь и римский Колизей. В древности рухнула Вавилонская башня и сгорела Троя, аргонавты искали золотое руно. В древности устраивались Олимпийские игры и человеческие жертвоприношения. В древности жили Конфуций и Будда, Моисей и Иисус Христос. Как много вместила в себя эта эпоха — самая длинная в истории человечества. Но в V в. с падением Римской империи она подходит к концу.
Полторы тысячи лет назад, с крушением Рима началась новая эпоха всемирной истории. Ее принято называть средними веками, или средневековьем. Средневековье продолжалось тысячу лет, пока примерно в XV в. на смену ему не пришло Новое время.
Мрачное средневековье?
Слово «средневековье» придумали лишь тогда, когда эта эпоха клонилась к своему концу. И понимали это слово примерно так: были светлые времена Древней Греции и Древнего Рима, когда царили образование, культура, разум. В наше время мы снова становимся культурными и образованными, не хуже, чем в античности. А что посередине? Посередине лежат мрачные столетия всеобщей дикости, общего упадка Европы, торжества невероятных предрассудков. Попусту пропавшее время.
И сейчас часто можно встретить в газетах и книгах, услышать в передачах по радио и телевидению слова об «ужасах средневековья», о «средневековых пытках» и даже о «ночи средневековья, озаряемой лишь кострами, на которых сжигали вольнодумцев». О чем-либо безнадежно устаревшем или просто страшном говорят: «Ну, это как в средние века!» Значит, в представлениях наших современников есть мрачный образ средневековья. Он возник давно, когда само средневековье было еще совсем свежо в памяти. Люди часто очень недовольны всем, что было совсем недавно, а хвалят какие-нибудь далекие времена. Тогда якобы и жить было проще и веселее, и даже дышалось легче…
Светлое средневековье?
Чем дальше средние века уходили в прошлое, тем яснее становилось, что у них были свои достоинства по сравнению с наступившими временами. Некоторым стало даже казаться, что средние века были лучшей эпохой истории. Ведь тогда деньги еще не правили миром, не торчали повсюду чадящие фабричные трубы, люди не владели столь смертоносным оружием, как нынешнее. Средние века были якобы временем, когда умели особо ценить благородство, мужество, достоинство. Это было время рыцарей, как оно описано в романах В. Скотта или балладах В. А. Жуковского.
А ведь были еще мудрые короли и князья, защищавшие свои народы от вторжений жестоких врагов, были ученые монахи, постигавшие тайны мироздания и просвещавшие людей, были могучие и добрые крестьяне, растившие хлеб и в трудный час спасавшие отечество!
Что же касается костров, на которых кого-то сжигали, то число жертв «средневекового варварства» даже отдаленно не может сравниться с числом невинно убиенных в наши, столь гордящиеся своей просвещенностью времена. Так говорили те, кто «оправдывал» средние века.
Это другой образ средневековья — светлый, или романтический. И он тоже есть у каждого из нас, чудесно соседствуя с мрачным.
Так где же правда?
И не там, и не здесь. И там, и здесь. Ни «мрачный», ни «светлый» облики средневековья не отвечают полностью тому, что было на самом деле. Конечно, храбрые рыцари в блестящих доспехах скрещивали копья в поединках, поэты слагали замечательные стихи, ученые писали мудрые книги, а монахи проявляли чудеса служения Богу. Конечно, пылали костры, бушевали войны и эпидемии, приходили страшные голодные времена. Все это было, но было вместе — и доброе и злое, и плохое и хорошее, и светлое и мрачное. Тысячелетняя эпоха не может быть только «плохой» или только «хорошей». Она может нам показаться либо «плохой», либо «хорошей», лишь если мы плохо с ней знакомы.
Откуда наши знания о средневековье?
Средневековье не так уж далеко от нашего времени. И поэтому от средних веков осталось куда больше исторических источников, чем от древних восточных держав или, скажем, от Римской империи. Сохранились соборы и церкви, стены и башни городов и замков. Даже названия улиц порой те же, что и полтысячи лет назад.
Чуть ли не в каждом музее есть средневековые вещи — от простого горшечного черепка или наконечника стрелы — до великолепных произведений искусства: ювелирных изделий, картин и икон, статуй, предметов обихода. Некоторые из этих вещей бережно передавались из поколения в поколение и так дошли до нас, другие же были найдены археологами в ходе раскопок средневековых городов и замков.
Письменных источников эпохи средних веков сохранилось намного больше, чем от предыдущих столетий. В специальных хранилищах документов — архивах сберегаются десятки и сотни тысяч средневековых грамот. Множество рукописей погибло от пожаров, наводнений и войн, гибнут они нередко и сегодня. Поэтому историки стараются как можно больше публиковать старинных документов, чтобы сохранить их от всяких бед и сделать доступными всем ученым.
В средние века жило немало историков, поэтов и писателей. Они оставили нам очень важные сочинения: истории, в которых, как правило, описывалось прошлое одного какого-то народа, хроники (или, как их называли на Руси, летописи), куда год за годом последовательно заносились все важнейшие события, а также биографии замечательных людей. Стихи, романы и повести открывают нам мир чувств людей средневековья. Для историков хозяйства и торговли бесценны даже короткие и сухие отчеты о торговых операциях, счета, расписки, протоколы судебных разбирательств.
Многие замечательные сказания и легенды о богах, героях, первых правителях передавались устно — их впервые записали спустя века после того, как они были сочинены. Эти сказания называются эпосом. Народная память сохранила и тысячи загадок, пословиц, заговоров, которые тоже нередко идут из глубины веков.
Ученые-этнографы (они занимаются изучением народных обычаев, обрядов и быта) подтвердят, что крестьянские свадьбы и другие обряды, детские игры, праздники, одежда, утварь крестьян еще прошлого и начала нынешнего века очень часто повторяли старинные образцы и также могут немало нам поведать о средних веках.
Многие поколения историков собирали по крупицам знания о средневековье. Ими написаны тысячи книг об этой эпохе, и каждый год появляются все новые и новые статьи и книги.
Так что, все уже известно?
Историки постоянно спорят между собой и не только из-за мелочей. Порой нет согласия по самым большим проблемам, вплоть до того, что же такое вообще средневековье. Десятки разных мнений можно найти в сочинениях современных историков, и выбрать из них «единственно правильное» очень трудно, а то и невозможно. Об одних и тех же событиях можно рассказывать совершенно по-разному, в зависимости от выбранного угла зрения.
Наш учебник — это только одна из версий…
М.: МИРОС, 1995 — 416 с.: ил.
Экспериментальный учебник, посвящённый истории средневековой Европы, отличается от традиционных не только структурой учебного матнриала, но и тем, что в нём большое внимание уделяется культуре того времени.