Кoммeнтaрии (1)
Всe книги aвтoрa: Xaчaтурян В. (2)
Xaчaтурян В. Истoрия мирoвыx цивилизaций с дрeвнeйшиx врeмeн дo кoнцa XX вeкa
OГЛAВЛEНИE
Ввeдeниe ……………………………. 3
Глaвa I Цивилизaции Вoстoкa в эпoxу дрeвнeгo мирa
§ 1. Oт пeрвoбытнoсти — к цивилизaции …….. .10
§ 2. Вoстoчныe гoсудaрствa-дeспoтии ……….. .15
§ 3. Прaвo или бeспрaвиe? ………………. .22
§ 4. Прeдeлы влaсти и прoстрaнствo свoбoды ….. .26
§ 5. Oт мифa к рeлигиям спaсeния …………. .33
Тeмы для сeминaрскиx зaнятий ………….. .40
Глaвa II Цивилизaция Дрeвнeй Грeции
§ 1. Грaницы цивилизaции ……………… .46
§ 2. Грeчeскaя oбщинa-пoлис …………….. .50
§ 3. Двa цeнтрa цивилизaции. Пути рaзвития пoлисa …………………………… .57
§ 4. Культурa дрeвнeгрeчeскoгo пoлисa ……… .67
§ 5. Пoслeдняя фaзa цивилизaции: эпoxa эллинизмa ………………………….. .74
Тeмы для сeминaрскиx зaнятий ………….. .79
Глaвa III Цивилизaция Дрeвнeгo Римa
§ 1. Истoки римскoй цивилизaции …………. .87
§ 2. Путь к рeспубликe …………………. .90
§ 3. Стaнoвлeниe Римскoй дeржaвы. Сoциaльнaя и экoнoмичeскaя динaмикa ………….. .99
§ 4. Импeрия. Упaдoк или рaсцвeт цивилизaции? …………………………… 108
Тeмы для сeминaрскиx зaнятий ………….. 120
Глaвa IV Зaпaднoeврoпeйскaя цивилизaция в срeдниe вeкa
§ 1. «Дeтствo» Eврoпы ………………… .128
§ 2. Грaд Зeмнoй и Грaд Бoжий: гoсудaрствo и цeркoвь …………………………… 138
§ 3. Истoки eврoпeйскoгo чудa. Влaсть и oбщeствo …………………………. 144
§ 4. Дуxoвный мир срeднeвeкoвья ………….152
§ 5. Eврoпa нa пoрoгe нoвoгo врeмeни ………. 160
§ 6. Истoки «eврoпeйскoгo чудa»: рoждeниe кaпитaлизмa ………………………. 168
§ 7. В пoискax нoвoй личнoсти: Рeнeссaнс и Рeфoрмaция ……………………….. 173
Тeмы для сeминaрскиx зaнятий ………….. 180
Глaвa V Визaнтийскaя цивилизaция
§ 1. Нaслeдницa Римскoй импeрии ………… 186
§ 2. Oсoбeннoсти фeoдaлизмa в Визaнтии …….. 193
§ 3. Импeрия рoмeeв …………………… 196
§ 4. Дуxoвнaя жизнь Визaнтии ………….. .205
§ 5. Зaкaт Визaнтии ………………….. .216
Тeмы для сeминaрскиx зaнятий …………. .219
Глaвa VI Цивилизaции Вoстoкa в срeдниe вeкa
§ 1. Китaй: кoнфуциaнскaя цивилизaция …… .228
§ 2. Цивилизaция Япoнии ……………… .241
§ 3. Ислaмскaя цивилизaция ……………. .249
§ 4.Индийскaя цивилизaция ……………. .258
Тeмы для сeминaрскиx зaнятий …………. .267
Глaвa VII Рoссийскaя цивилизaция в срeдниe вeкa
§ 1. Прoстрaнствo цивилизaции ………….. .275
§ 2. Oснoвы мoнaрxичeскoй влaсти ……….. .278
§ 3. Гoсудaрствo и сoциaльнo-экoнoмичeскoe рaзвитиe Рoссии ……………….. 283
§ 4. Культурa Рoссии …………………. .289
§ 5. Xристиaнствo и нaрoдныe вeрoвaния …… .298
Тeмы для сeминaрскиx зaнятий …………. .305
Глaвa VIII Цивилизaции в эпoxу нoвoгo врeмeни (втoрaя пoлoвинa XVII—XVIII вeк)
§ 1. Нoвoe врeмя ………………………312
§ 2. Пути утвeрждeния кaпитaлизмa: Зaпaднaя Eврoпa, Рoссия, СШA ………… .321
§ 3. Гeрoи нoвoгo врeмeни ……………… .339
§ 4. Прoсвeтитeли: люди, кoтoрыe oсмeлились пoнять ……………………… .345
§ 5. Цивилизaции Востока и колониальная система ………………………….. .351
Темы для семинарских занятий …………. .357
Глава IX Новое время: рождение индустриальной цивилизации (XIX — начало XX века)
§ 1. «Железный» век …………………. .364
§ 2. Страны «старого капитализма» ……….. .371
§ 3. Германский путь к модернизации ……… .375
§ 4. Россия и модернизация …………….. .379
§ 5. США: путь к лидерству …………….. .387
§ 6. Духовная культура эпохи индустриализации ……………………………. 394
§ 7. Цивилизации Востока: отход от традиционализма …………………………. .409
Темы для семинарских занятий ………….. 422
Глава X. XX век: к постиндустриальной цивилизации
§ 1. Мировые войны ………………….. .431
§ 2. Тоталитаризм …………………… .441
§ 3. Капитализм в XX веке ……………… .452
§ 4. Россия: на пути к построению социализма . . .462
§ 5. Пути развития стран «третьего мира» …… .472
§ 6. Научно-технический прогресс: потери и приобретения ………………………. .484
§ 7. Постиндустриальная цивилизация: утопия или реальность? …………………… 491
Темы для семинарских занятий …………. .497
Введение
В последние 10—15 лет мысль отечественных историков все больше обращается к цивилизационному методу. Он дает возможность взглянуть на историю другими глазами, увидеть разные ее грани и прояснить многие вопросы, поставленные современной эпохой перед нашей страной и миром в целом. Мировая историческая мысль, которая в период советской власти или игнорировалась, или предавалась уничтожающей критике, накопила огромный потенциал. Это касается в первую очередь историографии XX в.: теорий М. Ве-бера, О. Шпенглера, А. Тойнби, Ф. Броделя, К. Яспер-са и многих других. Забытыми в советские годы оказались и достижения русской науки. А между тем труды Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, П. А. Сорокина уже давно получили мировое признание и считаются классическими в теории цивилизаций. Вместе с тем нужно признать: в науке о цивилизациях остается много спорных, нерешенных вопросов.
Оправданно ли в таком случае вводить в школьный курс понятие «цивилизация», новый метод анализа исторического процесса, в котором еще не все устоялось и определилось? Конечно, это породит большие трудности. Но все-таки на этот вопрос следует дать положительный ответ. В цивилизационном подходе есть уже много бесспорного, подтвердившегося строгим научным анализом. Кроме того, этот подход имеет ряд преимуществ, он дает возможность выработать творческое и свободное мышление, новое многомерное видение истории.
Изучение истории мировых цивилизаций дает представление не только о единстве, но и о многообразии исторического процесса. Всемирная история в этом случае предстает перед нами как пестрая, красочная картина вариантов развития человечества, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки, но ни один не является идеальным.
Формационный подход, как известно, брал за основу объективно существующие, независимые от воли человека социально-экономические отношения. Циви-лизационный подход учитывает самые разнообразные аспекты исторического процесса, а кроме того, привносит человеческое измерение, т. е. важнейшей задачей является изучение человека с его видением мира, с его этическими и эстетическими представлениями, нормами поведения в обществе, человека в самых разных его проявлениях и формах деятельности. Значит ли это, что формационный и цивилизационный подходы — взаимоисключающие? Многие отечественные историки считают, что они, скорее, дополняют друг друга, что, по крайней мере, элементы формационного подхода можно включить в цивилизационный анализ, ибо развитие социально-экономических отношений — важная часть цивилизационного процесса. Однако их роль не следует рассматривать как определяющую и объяснять все исторические явления, исходя из прямой зависимости «надстройки» от «базиса». В учебнике будет использоваться именно такой принцип. Он представляется гораздо более плодотворным, нежели полное отрицание формационного подхода, а вместе с ним — и тех достижений, которые сделала отечественная историческая наука в области изучения, скажем, феодализма или развития буржуазных отношений.
Слово «цивилизация» является одним из наиболее часто употребляемых понятий современной науки и публицистики. Но при этом его значение остается весьма расплывчатым, неопределенным.
Многозначность понятия «цивилизация» объясняется тем, что теория цивилизаций развивается уже несколько веков, а само слово появилось еще раньше — оно восходит к античности.
Слово «цивилизация» имеет латинский корень, оно происходит от слова «с1у1з», что означает «городской, государственный, гражданский». И во времена античности, и позже, в средние века, оно противопоставлялось понятию «зЦуаНсиз» — лесной, дикий, грубый. Значит, уже в древности люди осознавали разницу между жизнью цивилизованной и грубой, варварской.
В XVIII в. понятие «цивилизация» прочно вошло в словарь историков, тогда же стали формироваться различные теории цивилизаций. Этот процесс продолжается и в наши дни. Причем новые теории не до конца вытесняли старые, а ‘скорее наслаивались друг на друга или продолжали существовать параллельно.
Среди них можно выделить две основные разновидности: теории стадиального развития цивилизации и теории локальных цивилизаций.
Стадиальные теории изучают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определенные стадии (этапы). Этот процесс начался в глубокой древности, когда стало распадаться первобытное общество и часть человечества перешла в состояние цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время в жизни человечества произошли большие изменения, которые коснулись социально-экономических отношений, духовной и материальной культуры. Современные ученые обычно выделяют в общемировом цивилиза-ционном процессе три основные стадии: доиндустри-алъную, индустриальную, или машинную, начало которой положил промышленный переворот, и постиндустриальную (подробнее см. в соответствующих параграфах учебника). Эти стадии часто называют «цивилизациями»: «доиндустриальная цивилизация», «индустриальная цивилизация» и т.д. Название не слишком удачное, учитывая, что развитие раз-» личных регионов мира всегда шло несинхронно. Даже в XX в., например, индустриальная цивилизация охватила далеко не все уголки мира. Тем не менее такая терминология является общепринятой и будет использоваться в учебнике.
Периодизация, о которой шла речь выше, конечно, несовершенна и нуждается в некоторой детализации, это касается прежде всего доиндустриальной стадии, охватывающей не одно тысячелетие. Поэтому автор учебника счел целесообразным сохранить привычное и для учителей, и для учеников деление на древний мир, средние века и новое время, хотя следует помнить, что в эпоху нового времени произошел прорыв в индустриальную цивилизацию.
Теории локальных цивилизаций изучают большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития. Локальные цивилизации — это своего рода «единицы», составляющие общий поток истории. Как правило, локальные цивилизации совпадают с границами государств. Однако бывают и «исключения». Например, Западную Европу, состоящую из множества больших и маленьких вполне самостоятельных государств, в науке принято считать одной цивилизацией, ибо при всем своеобразии каждого они имеют большое количество общих черт, резко отличающих их от других цивилизаций.
Локальные цивилизации представляют собой сложные системы, в которых взаимодействуют друг с другом разные «компоненты»: географическая среда, экономика, политическое устройство, социальная
Локальный — в переводе с латыни означает «местный». В данном случае имеется в виду ограниченность пространственными рамками.
структура, законодательство, церковь, религия, философия, литература, искусство, быт людей, нормы их поведения и т. д. Каждый «компонент» несет на себе печать своеобразия той или иной локальной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво: конечно, с течением времени цивилизации меняются, испытывают внешние воздействия, но остается некая основа, «ядро», благодаря которому одна цивилизация все равно отличается от другой.
Тем не менее неповторимость, уникальность локальных цивилизаций нельзя абсолютизировать: в своем развитии каждая цивилизация проходит общие для мирового исторического процесса этапы, хотя и в особых, только ей присущих формах.
Обе теории — стадиальная и локальная — дают возможность по-разному увидеть историю. В стадиальной теории на первый план выводит общее — единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций — индивидуальное, разнообразие исторического процесса. Таким образом, обе теории имеют свои преимущества и взаимно дополняют друг друга. Попытки объединить их предпринимались уже неоднократно. К сожалению, до сих пор еще не создана «универсальная» схема истории, в которой идеально соединились бы локальный и стадиальный подходы. Но именно такой путь изучения истории цивилизаций следует признать наиболее плодотворным. Он будет использоваться и в данном учебном пособии, насколько это позволяет сделать уровень разработки такого единого подхода в современной исторической науке.
Курс по истории мировых цивилизаций — завершающий в программе изучения истории в школе. Цель этого пособия в том, чтобы на основе уже пройденного материала дать старшеклассникам представление об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса и специфике отдельных цивилизаций, помочь им овладеть некоторыми общими принципами цивилизаци-онного анализа, научить проводить сопоставления между разными цивилизациями или крупными циви-лизационными регионами (например, Западом и Востоком).
Таким образом, в учебнике слово «цивилизация» будет использоваться в двух основных своих значениях: цивилизация как стадия в развитии человечества и цивилизация как социокультурная общность.
* * *
В оформлении учебника использована гравюра художника середины XVII в. Отто ван Веена, в аллегорической форме изображающая время. О циклическом характере времени напоминает змея, помещенная на первом плане. Аллегорические фигуры Детства, Юности, Зрелости и Старости символизируют четыре «возраста» цивилизации, неотвратимый ход исторического времени и идею преемственности.
Пособие
для общеобразовательных учебных заведений
Под редакцией доктора исторических наук, профессора В. И. Уколовой
Рекомендовано Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации
3-е издание, исправленное и дополненное
Москва, Издательский дом «Дрофа» 1999
Методический аппарат пособия
подготовлен при участии
Г. М. Карпова
Хачатурян В. М.
История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений / Под ред. В. И. Уколовой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Дрофа, 1999. — 512с.: карт.
Первое пособие по истории мировых цивилизаций, созданное с учетом современных общеобразовательных стандартов, завершает изучение истории в школе. Пособие дает представление об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса, используя для этого обширный материал по истории крупнейших цивилизаций с древнейших времен до конца XX века.
Пособие снабжено материалами источников для семинарских занятий, картами и развернутым методическим аппаратом.
Рекомендовано к изданию Министерством образования Российской Федерации и включено в Федеральный перечень учебников.
УДК 373:930.9 ББК 63.3(0)6я721
18ВК 5—7107—2643—5
«Дрофа», 1996.