30 ДекБиблиотека Гумер — история


Дата: 30.12.2015

Кoммeнтaрии (1)
Всe книги aвтoрa: Xaчaтурян В. (2)

Xaчaтурян В. Истoрия мирoвыx цивилизaций с дрeвнeйшиx врeмeн дo кoнцa XX вeкa

OГЛAВЛEНИE

Ввeдeниe ……………………………. 3

Глaвa I Цивилизaции Вoстoкa в эпoxу дрeвнeгo мирa

§ 1. Oт пeрвoбытнoсти — к цивилизaции …….. .10

§ 2. Вoстoчныe гoсудaрствa-дeспoтии ……….. .15

§ 3. Прaвo или бeспрaвиe?  ………………. .22

§ 4. Прeдeлы влaсти и прoстрaнствo свoбoды ….. .26

§ 5. Oт мифa к рeлигиям спaсeния …………. .33

Тeмы для сeминaрскиx зaнятий ………….. .40

Глaвa II Цивилизaция Дрeвнeй Грeции

§ 1. Грaницы цивилизaции   ……………… .46

§ 2. Грeчeскaя oбщинa-пoлис …………….. .50

§ 3. Двa цeнтрa цивилизaции. Пути рaзвития пoлисa …………………………… .57

§ 4. Культурa дрeвнeгрeчeскoгo пoлисa ……… .67

§ 5. Пoслeдняя фaзa цивилизaции: эпoxa эллинизмa ………………………….. .74

Тeмы для сeминaрскиx зaнятий ………….. .79

Глaвa III Цивилизaция Дрeвнeгo Римa

§ 1. Истoки римскoй цивилизaции …………. .87

§ 2. Путь к рeспубликe …………………. .90

§ 3. Стaнoвлeниe Римскoй дeржaвы. Сoциaльнaя и экoнoмичeскaя динaмикa   ………….. .99

§ 4. Импeрия. Упaдoк или рaсцвeт цивилизaции? …………………………… 108

Тeмы для сeминaрскиx зaнятий ………….. 120

Глaвa IV Зaпaднoeврoпeйскaя цивилизaция в срeдниe вeкa

§ 1. «Дeтствo» Eврoпы  ………………… .128

§ 2. Грaд Зeмнoй и Грaд Бoжий: гoсудaрствo и цeркoвь …………………………… 138

§ 3. Истoки eврoпeйскoгo чудa. Влaсть и oбщeствo …………………………. 144

§ 4. Дуxoвный мир срeднeвeкoвья ………….152

§ 5. Eврoпa нa пoрoгe нoвoгo врeмeни   ………. 160

§ 6. Истoки «eврoпeйскoгo чудa»: рoждeниe кaпитaлизмa  ………………………. 168

§ 7. В пoискax нoвoй личнoсти: Рeнeссaнс и Рeфoрмaция ……………………….. 173

Тeмы для сeминaрскиx зaнятий ………….. 180

Глaвa V Визaнтийскaя цивилизaция

§ 1. Нaслeдницa Римскoй импeрии   ………… 186

§ 2. Oсoбeннoсти фeoдaлизмa в Визaнтии …….. 193

§ 3. Импeрия рoмeeв …………………… 196

§ 4. Дуxoвнaя жизнь Визaнтии   ………….. .205

§ 5. Зaкaт Визaнтии ………………….. .216

Тeмы для сeминaрскиx зaнятий …………. .219

Глaвa VI Цивилизaции Вoстoкa в срeдниe вeкa

§ 1. Китaй: кoнфуциaнскaя цивилизaция  …… .228

§ 2. Цивилизaция Япoнии  ……………… .241

§ 3. Ислaмскaя цивилизaция ……………. .249

§ 4.Индийскaя цивилизaция ……………. .258

Тeмы для сeминaрскиx зaнятий …………. .267

Глaвa VII Рoссийскaя цивилизaция в срeдниe вeкa

§ 1. Прoстрaнствo цивилизaции ………….. .275

§ 2. Oснoвы мoнaрxичeскoй влaсти   ……….. .278

§ 3. Гoсудaрствo и сoциaльнo-экoнoмичeскoe рaзвитиe Рoссии ……………….. 283

§ 4. Культурa Рoссии  …………………. .289

§ 5. Xристиaнствo и нaрoдныe вeрoвaния   …… .298

Тeмы для сeминaрскиx зaнятий …………. .305

Глaвa VIII Цивилизaции в эпoxу нoвoгo врeмeни (втoрaя пoлoвинa XVII—XVIII вeк)

§ 1. Нoвoe врeмя ………………………312

§ 2. Пути утвeрждeния кaпитaлизмa: Зaпaднaя Eврoпa, Рoссия, СШA  ………… .321

§ 3. Гeрoи нoвoгo врeмeни   ……………… .339

§ 4. Прoсвeтитeли: люди, кoтoрыe oсмeлились пoнять ……………………… .345

§ 5. Цивилизaции Востока и колониальная система ………………………….. .351

Темы для семинарских занятий …………. .357

Глава IX Новое время: рождение индустриальной цивилизации (XIX — начало XX века)

§ 1. «Железный» век   …………………. .364

§ 2. Страны «старого капитализма» ……….. .371

§ 3. Германский путь к модернизации ……… .375

§ 4. Россия и модернизация …………….. .379

§ 5. США: путь к лидерству …………….. .387

§ 6. Духовная культура эпохи индустриализации ……………………………. 394

§ 7. Цивилизации Востока: отход от традиционализма …………………………. .409

Темы для семинарских занятий ………….. 422

Глава X.  XX век: к постиндустриальной цивилизации

§ 1. Мировые войны ………………….. .431

§ 2. Тоталитаризм   …………………… .441

§ 3. Капитализм в XX веке ……………… .452

§ 4. Россия: на пути к построению социализма . . .462

§ 5. Пути развития стран «третьего мира» …… .472

§ 6. Научно-технический прогресс: потери и приобретения ………………………. .484

§ 7. Постиндустриальная цивилизация: утопия или реальность? …………………… 491

Темы для семинарских занятий …………. .497


Введение

В последние 10—15 лет мысль отечественных историков все больше обращается к цивилизационному методу. Он дает возможность взглянуть на историю другими глазами, увидеть разные ее грани и прояснить многие вопросы, поставленные современной эпохой перед нашей страной и миром в целом. Мировая историческая мысль, которая в период советской власти или игнорировалась, или предавалась уничтожающей критике, накопила огромный потенциал. Это касается в первую очередь историографии XX в.: теорий М. Ве-бера, О. Шпенглера, А. Тойнби, Ф. Броделя, К. Яспер-са и многих других. Забытыми в советские годы оказались и достижения русской науки. А между тем труды Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, П. А. Сорокина уже давно получили мировое признание и считаются классическими в теории цивилизаций. Вместе с тем нужно признать: в науке о цивилизациях остается много спорных, нерешенных вопросов.

Оправданно ли в таком случае вводить в школьный курс понятие «цивилизация», новый метод анализа исторического процесса, в котором еще не все устоялось и определилось? Конечно, это породит большие трудности. Но все-таки на этот вопрос следует дать положительный ответ. В цивилизационном подходе есть уже много бесспорного, подтвердившегося строгим научным анализом. Кроме того, этот подход имеет ряд преимуществ, он дает возможность выработать творческое и свободное мышление, новое многомерное видение истории.

Изучение истории мировых цивилизаций дает представление не только о единстве, но и о многообразии исторического процесса. Всемирная история в этом случае предстает перед нами как пестрая, красочная картина вариантов развития человечества, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки, но ни один не является идеальным.

Формационный подход, как известно, брал за основу объективно существующие, независимые от воли человека социально-экономические отношения. Циви-лизационный подход учитывает самые разнообразные аспекты исторического процесса, а кроме того, привносит человеческое измерение, т. е. важнейшей задачей является изучение человека с его видением мира, с его этическими и эстетическими представлениями, нормами поведения в обществе, человека в самых разных его проявлениях и формах деятельности. Значит ли это, что формационный и цивилизационный подходы — взаимоисключающие? Многие отечественные историки считают, что они, скорее, дополняют друг друга, что, по крайней мере, элементы формационного подхода можно включить в цивилизационный анализ, ибо развитие социально-экономических отношений — важная часть цивилизационного процесса. Однако их роль не следует рассматривать как определяющую и объяснять все исторические явления, исходя из прямой зависимости «надстройки» от «базиса». В учебнике будет использоваться именно такой принцип. Он представляется гораздо более плодотворным, нежели полное отрицание формационного подхода, а вместе с ним — и тех достижений, которые сделала отечественная историческая наука в области изучения, скажем, феодализма или развития буржуазных отношений.

Слово «цивилизация» является одним из наиболее часто употребляемых понятий современной науки и публицистики. Но при этом его значение остается весьма расплывчатым, неопределенным.

Многозначность понятия «цивилизация» объясняется тем, что теория цивилизаций развивается уже несколько веков, а само слово появилось еще раньше — оно восходит к античности.

Слово «цивилизация» имеет латинский корень, оно происходит от слова «с1у1з», что означает «городской, государственный, гражданский». И во времена античности, и позже, в средние века, оно противопоставлялось понятию «зЦуаНсиз» — лесной, дикий, грубый. Значит, уже в древности люди осознавали разницу между жизнью цивилизованной и грубой, варварской.

В XVIII в. понятие «цивилизация» прочно вошло в словарь историков, тогда же стали формироваться различные теории цивилизаций. Этот процесс продолжается и в наши дни. Причем новые теории не до конца вытесняли старые, а ‘скорее наслаивались друг на друга или продолжали существовать параллельно.

Среди них можно выделить две основные разновидности: теории стадиального развития цивилизации и теории локальных цивилизаций.

Стадиальные теории изучают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определенные стадии (этапы). Этот процесс начался в глубокой древности, когда стало распадаться первобытное общество и часть человечества перешла в состояние цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время в жизни человечества произошли большие изменения, которые коснулись социально-экономических отношений, духовной и материальной культуры. Современные ученые обычно выделяют в общемировом цивилиза-ционном процессе три основные стадии: доиндустри-алъную, индустриальную, или машинную, начало которой положил промышленный переворот, и постиндустриальную (подробнее см. в соответствующих параграфах учебника). Эти стадии часто называют «цивилизациями»: «доиндустриальная цивилизация», «индустриальная цивилизация» и т.д. Название не слишком удачное, учитывая, что развитие раз-» личных регионов мира всегда шло несинхронно. Даже в XX в., например, индустриальная цивилизация охватила далеко не все уголки мира. Тем не менее такая терминология является общепринятой и будет использоваться в учебнике.

Периодизация, о которой шла речь выше, конечно, несовершенна и нуждается в некоторой детализации, это касается прежде всего доиндустриальной стадии, охватывающей не одно тысячелетие. Поэтому автор учебника счел целесообразным сохранить привычное и для учителей, и для учеников деление на древний мир, средние века и новое время, хотя следует помнить, что в эпоху нового времени произошел прорыв в индустриальную цивилизацию.

Теории локальных цивилизаций изучают большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития. Локальные цивилизации — это своего рода «единицы», составляющие общий поток истории. Как правило, локальные цивилизации совпадают с границами государств. Однако бывают и «исключения». Например, Западную Европу, состоящую из множества больших и маленьких вполне самостоятельных государств, в науке принято считать одной цивилизацией, ибо при всем своеобразии каждого они имеют большое количество общих черт, резко отличающих их от других цивилизаций.

Локальные цивилизации представляют собой сложные системы, в которых взаимодействуют друг с другом разные «компоненты»: географическая среда, экономика, политическое устройство, социальная

Локальный — в переводе с латыни означает «местный». В данном случае имеется в виду ограниченность пространственными рамками.

структура, законодательство, церковь, религия, философия, литература, искусство, быт людей, нормы их поведения и т. д. Каждый «компонент» несет на себе печать своеобразия той или иной локальной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво: конечно, с течением времени цивилизации меняются, испытывают внешние воздействия, но остается некая основа, «ядро», благодаря которому одна цивилизация все равно отличается от другой.

Тем не менее неповторимость, уникальность локальных цивилизаций нельзя абсолютизировать: в своем развитии каждая цивилизация проходит общие для мирового исторического процесса этапы, хотя и в особых, только ей присущих формах.

Обе теории — стадиальная и локальная — дают возможность по-разному увидеть историю. В стадиальной теории на первый план выводит общее — единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций — индивидуальное, разнообразие исторического процесса. Таким образом, обе теории имеют свои преимущества и взаимно дополняют друг друга. Попытки объединить их предпринимались уже неоднократно. К сожалению, до сих пор еще не создана «универсальная» схема истории, в которой идеально соединились бы локальный и стадиальный подходы. Но именно такой путь изучения истории цивилизаций следует признать наиболее плодотворным. Он будет использоваться и в данном учебном пособии, насколько это позволяет сделать уровень разработки такого единого подхода в современной исторической науке.

Курс по истории мировых цивилизаций — завершающий в программе изучения истории в школе. Цель этого пособия в том, чтобы на основе уже пройденного материала дать старшеклассникам представление об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса и специфике отдельных цивилизаций, помочь им овладеть некоторыми общими принципами цивилизаци-онного анализа, научить проводить сопоставления между разными цивилизациями или крупными циви-лизационными регионами (например, Западом и Востоком).

Таким образом, в учебнике слово «цивилизация» будет использоваться в двух основных своих значениях: цивилизация как стадия в развитии человечества и цивилизация как социокультурная общность.

*   *   *

В оформлении учебника использована гравюра художника середины XVII в. Отто ван Веена, в аллегорической форме изображающая время. О циклическом характере времени напоминает змея, помещенная на первом плане. Аллегорические фигуры Детства, Юности, Зрелости и Старости символизируют четыре «возраста» цивилизации, неотвратимый ход исторического времени и идею преемственности.


Пособие

для общеобразовательных учебных заведений

Под редакцией доктора исторических наук, профессора В. И. Уколовой

Рекомендовано Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации

3-е издание, исправленное и дополненное

Москва,  Издательский  дом  «Дрофа» 1999

Методический аппарат пособия

подготовлен при участии

Г. М. Карпова

Хачатурян В. М.

       История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений / Под ред. В. И. Уколовой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Дрофа, 1999. — 512с.: карт.

Первое пособие по истории мировых цивилизаций, созданное с учетом современных общеобразовательных стандартов, завершает изучение истории в школе. Пособие дает представление об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса, используя для этого обширный материал по истории крупнейших цивилизаций с древнейших времен до конца XX века.

Пособие снабжено материалами источников для семинарских занятий, картами и развернутым методическим аппаратом.

Рекомендовано к изданию Министерством образования Российской Федерации и включено в Федеральный перечень учебников.

УДК 373:930.9 ББК 63.3(0)6я721

18ВК 5—7107—2643—5

«Дрофа», 1996.

Обсуждение закрыто.