30 ДекБиблиотека Гумер — история


Дата: 30.12.2015

Вaш кoммeнтaрий o книгe
Сoрoкo-Цюпa O.,Смирнoв В, Пoскoнин В. Мир в нaчaлe XX вeкa, 1898—1918

OГЛAВЛEНИE
Прeдислoвиe

Глaвa I. Мир нa рубeжe XIX—XX вв.

§ 1. Нaрoды мирa, гoсудaрствa и oбщeствa

Нaсeлeниe мирa: числeннoсть и oсoбeннoсти рaссeлeния.

Мeтрoпoлии, кoлoнии и зaвисимыe стрaны.

Цивилизaции. Зaпaд и Вoстoк.

Тeoрии гoсудaрствeннoгo и oбщeствeннoгo устрoйствa в стрaнax Eврoпы и Aмeрики.

Oснoвныe идeйнo-пoлитичeскиe тeчeния.

§ 2. Oснoвныe прoцeссы сoциaльнo-экoнoмичeскoгo и пoлитичeскoгo рaзвития стрaн Eврoпы и Aмeрики в кoнцe XIX в.

§ 3. Нaукa и тexникa

Рeвoлюция в eстeствoзнaнии.

Рaзвитиe фундaмeнтaльныx и oтрaслeвыx нaук.

Нoвaя тexникa и нoвыe тexнoлoгии.

Нoвыe фoрмы oргaнизaции мaссoвoгo прoизвoдствa и нoвaя тexникa.

§ 4. Oбщeствeннaя мысль, искусствo и литeрaтурa

Тexничeский прoгрeсс и oбщeствeннaя мысль.

Нeoрoмaнтизм. Стиль мoдeрн.

Нoвыe xудoжeствeнныe тeчeния в искусствe: aвaнгaрдизм.

Литeрaтурa «критичeскoгo рeaлизмa».

Глaвa II. Стрaны Eврoпы и СШA в кoнцe XIX — нaчaлe XX в.

§ 5. Нoвый этaп рaзвития кaпитaлизмa

Зaвeршeниe тeрритoриaльнoгo рaздeлa мирa кoлoниaльными дeржaвaми к нaчaлу XX в.

Мoнoпoлистичeскaя стaдия кaпитaлизмa.

Нoвaя эпoxa и пoлитикa буржуaзнoгo рeфoрмизмa.

Дeятeльнoсть II Интeрнaциoнaлa.

§ 6. Вeликoбритaния

Экoнoмичeскoe рaзвитиe.

«Виктoриaнскaя эпoxa».

Рaбoчee движeниe.

Буржуaзный рeфoрмизм.

Кoлoниaльнaя пoлитикa и ирлaндский вoпрoс в нaчaлe XX в.

§ 7. Германия

Государственное и политическое устройство.

Экономическое развитие.

Правительство Бисмарка.

Рабочий класс и социал-демократическая партия.

§ 8. Франция

Экономическое положение.

Третья республика.

Радикалы у власти.

Рабочее и социалистическое движение.

§ 9. Соединенные Штаты Америки

Экономическое развитие США.

Идейно-политическая борьба в США после гражданской войны.

«Прогрессивная эра». Т. Рузвельт.

Рабочее движение

Экспансионизм. «Дипломатия большой дубинки» и «дипломатия доллара».

§ 10. Австро-Вонгрия

«Лоскутная империя».

Социально-экономическое развитие.

Кризис Австро-Венгерской империи.

Глава III. Азия и Африка в конце XIX — начале XX в.

§ 11. Пробуждение Азии: традиционализм и модернизация

Особенности восточных традиционных обществ.

Кризис традиционного общественного строя.

Зарождение национально-освободительных движений.

§ 12. Китай

Социально-экономическое и политическое положение Китая на рубеже XIX и XX в.

«Сто дней реформ» и их провал.

Начало революционной деятельности Сунь Ятсена.

Народное восстание под руководством тайного общества Ихетуань.

Суньятсенизм. «Три народных принципа».

Реформы Цы Си в 1906—1908 гг.

Буржуазная революция 1911 — 1912 гг.

Установление диктатуры Юань Шикая.

§ 13. Япония

Социально-экономическое и политическое развитие после революции Мэйдзи 1868 г.

Японо-китайская война 1894—1895 гг. и ее последствия.

Русско-японская война 1904—1905 гг.

Политическое развитие Японии в конце XIX — начале XX в.

Преобразования в области культуры. «Японский дух, европейское знание».

§ 14. Индия

Индия — жемчужина в английской короне.

Социально-экономическое положение Индии в конце XIX — начале XX в.

Деятельность Индийского национального конгресса.

Подъем индийского национально-освободительного движения.

Начало «движения ненасильственного сопротивления».

§ 15. Турция

Османская империя к началу XX в.

Младотурецкая буржуазная революция 1908 г.

Глава IV. Латинская Америка в конце XIX — начале XX в.

§ 16. Социально-экономическое положение стран Латинской Америки

Исторические особенности и место Латинской Америки в мировом хозяйстве.

Социально-экономическая структура стран Латинской Америки.

§ 17. Борьба народов Латинской Америки за демократические и социальные преобразования в конце XIX — начале XX в. Мексиканская революция

Социальные и политические движения в странах Латинской Америки.

Мексиканская революция 1910— 1917 гг.

Свержение диктатуры Диаса. Правительство Мадеро у власти (1911—1913).

Контрреволюционный переворот. Военная диктатура Уэрты.

Мексиканская конституция.

Глава V. Первая мировая война и революции

§ 18. Международные отношения в конце XIX — начале XX в.: путь к войне

Великие державы в начале XX в.

Первые войны за передел поделенного мира.

Оформление франко-русского союза (1891—1893).

Англо-русское соглашение и оформление Тройственного согласия (1907).

Балканский союз и первая Балканская война (1911—1912).

Вторая Балканская война.

§ 19. Начало войны и ее характер (1914—1916)

Июльский кризис 1914 г.

Цели участников войны. Ее характер.

Провал плана «молниеносной войны».

Военные действия в 1915 г.

Военные действия в 1916 г.

§ 20. Состояние экономики и обострение социальных противоречий в воюющих странах

Военный государственно-монополистический капитализм.

Кризис «гражданского мира».

Февральская революция в России. Подъем антивоенного движения в Европе.

Вступление в войну США.

§ 21. Завершающий этап войны. Революции в странах Центральной и Восточной Европы(1917—1918)

Военные действия в 1917 г.

Октябрьская революция в России. Брестский мир.

Революции в странах Центральной Европы. Окончание мировой войны.

Итоги развития общества в конце XIX— начале XX в.

 

Предисловие

Предлагаемые материалы рассматривают события всемирной истории, которыми заканчивается период новой истории. Находясь на стыке двух веков, этот исторический отрезок, с одной стороны, завершает эпоху буржуазных революций и капитализма свободной конкуренции, с другой, охватывает процессы всемирной истории XX в., идущие к сегодняшнему времени. Ограниченный объем этого издания определил более сжатое, конспективное освещение событий относительно «мирного» периода последней трети XIX в. Кроме обобщающих глав, материалы к учебнику содержат разделы по истории основных стран Европы, Америки и Азии в конце XIX — начале XX в. Предполагается, что история России, изучаемая в качестве другой учебной дисциплины, может послужить важным дополнением к предлагаемому пособию.

Авторы используют цивилизационный подход в освещении исторических событий и процессов, что определяет отказ от узкоклассовой интерпретации и догматического объяснения.

Важным принципом материалов является асинхронность экономических, политических и культурных процессов в различных странах Европы, Америки, Азии и Африки. Эти различия в темпах и формах развития XIX в. углубил. В конце XIX —начале XX в. в центр цивилизационного развития на первый план вышла проблема модернизации традиционных обществ, начался процесс подтягивания остального мира к уровню развития западноевропейских стран, которые с того времени и на протяжении всего XX в. стали «первым эшелоном капитализма». Во «втором эшелоне», в состоянии «догоняющего развития», оказались в последней трети XIX и начале XX в. Юго-Восточная Европа, Южная Европа, Россия, Япония. В начале XX в. Азия и Латинская Америка в качестве «третьего эшелона» также предприняли попытки выхода на путь модернизации по западноевропейскому образцу. Именно с этими процессами была связана новая волна революций, социальных движений, острая классовая борьба в начале XX в.

В материалах читатель встретит новые термины и понятия, которые входят в наше сознание: правовое государство, права человека, гражданское общество, представительные учреждения и некоторые имена политических деятелей, ученых, художников, изобретателей, названия политических и религиозных течений, направлений в искусстве. Для дополнительной информации можно использовать словари, что облегчит усвоение учебного материала.

Материалы носят экспериментальный характер, и авторы надеются, что учителя помогут дальнейшей работе над учебником, высказав критические замечания и пожелания.

ББК 63Д0)53я72

        С65

§ 4, 5, 11 —18 написаны О. С. Сороко-Цюпой

§ 6—10 написаны В. П. Смирновым § 3, 19—21 написаны В. С. Поскониным

«Предисловие», § 1, 2, «Итоги развития общества в конце XIX —начале XX в.» написаны совместно О. С. Сороко- Цюпой и В. П. Смирновым

Вопросы и задания составлены А. И. Самсоновым

С65

Сороко-Цюпа О. С. и др.

Мир в начале XX века, 1898—1918: Материалы к курсу «Новая история» для 10 кл. сред. шк. / О. С. Сороко-Цюпа, В. П. Смирнов, В. С. Посконин; Под ред. О. С. Сороко-Цюпы. — М.: Просвещение, 1992. — 96 с. — ISBN 5-09-004867-3.

Данные материалы предназначены для временного использования в 10 классе средней школы по курсу «Новая история» вместо стабильного учебника и освещают основные проблемы новой истории за 1898—1918 гг.

4306020600

103(03)-92      инф. письмо—93, доп. №2

ББК 63.3(0)53я72

ISBN 5-09-004867-3

© Сороко-Цюпа О С . Смирнов В. П., Посконин В. С, 1992.

Обсуждение закрыто.