13 ФевБачинин В. Национальная идея для России: выбор между византизмом, евангелизмом и секуляризмом


Дата: 13.02.2016

Бачинин В. Национальная идея для России: выбор между византизмом, евангелизмом и секуляризмом
(Исторические очерки политической теологии и культурной антропологии)
ОГЛАВЛЕНИЕ
ЧАСТЬ I
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ:
ВИЗАНТИЗМ, ЕВАНГЕЛИЗМ И СЕКУЛЯРИЗМ – ТРИ ВИДА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ
НЕОБХОДИМОСТЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОЛОГИИ
Три подхода к современным российским реалиям
Сущность политической теологии
Что привносит теологический взгляд в понимание политической реальности?
РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ – СФЕРА ДЕЙСТВИЙ БОГА И ЛЮДЕЙ
Библейская память политического сознания
Смыслы российской истории
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И ЕЕ САКРАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ
Сакральная природа власти
Власть государства
Власть богобоязненная и безбожная
РОССИЯ КАК СРЕДОТОЧИЕ ГРЕХОВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СТРУКТУР
Макросоциология общественных, «собирательных» грехов
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ В ПОИСКАХ ОБЪЕДИНЯЮЩЕЙ ИДЕИ
Тупики секулярной мысли
Сущность христианской идеи
Византизм и евангелизм – два типа христианской идеи в России
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ГРЕХИ ВИЗАНТИЗМА
Византийская цивилизация и ее духовное наследие
Византинизм и византизм
Проблема соотношения светской и духовной власти: принципы симфонии и цезаропапизма
Два измерения российского византизма
Византизм как геополитическая девиация
Византизм как цезаропапизм
Формирование сервилистской психологии
Церковное рабовладение
Отрицательные плоды византизма
Русский византизм глазами Арнольда Тойнби
ВИЗАНТИСТСКАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ ПРАВОСЛАВНОГО ДУХОВЕНСТВА
Социально-правовой статус православного духовенства
Система духовного образования и воспитания
Кризис византистской модели государственной церкви
Социальное богословие православной Церкви
Бремя негативного исторического опыта
Ксенофобия и антиэкуменизм РПЦ
Расставание с эпохой социального безмолвия
Неовизантистский прожект «православного государства»
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСКОГО НОНКОНФОРМИЗМА
Русский евангелизм – христианский нонконформизм
Нонконформизм внутри православия: движение против архиерейского стяжания
Нонконформизм «заволжских старцев», Вассиана Патрикеева и Максима Грека
ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ В ИМПЕРАТОРСКОЙ РОССИИ
Кризис государственного православия и евангельское пробуждение
Кружок графини Лидии Ивановны в романе «Анна Каренина»
Лорд Г. Редсток – человек-проблема
Личность и служение лорда-апостола
Генеральша Елизавета Черткова (урожденная графиня Чернышева-Кругликова)
Граф Модест Корф
Министр путей сообщения, граф Алексей Бобринский
Княгиня Надежда Ливен
Юлия Засецкая и ее споры с Ф. М. Достоевским
Графиня Елена Шувалова
Евангелизм – не модное поветрие, а спасительный шанс, данный России Богом

ПОДЪЕМ ЕВАНГЕЛЬСКОГО ДВИЖЕНИЯ В НАЧАЛЕ ХХ в.
Россия нуждается не в революции, а в евангельской Реформации
Религиозно-гражданская жизнь евангельских христиан в революционном Петрограде
Социальное кредо евангельских христиан России (воззвание Проханова)
Об «Уставе церкви христиан веры евангельской»
СОЦИАЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ЕВАНГЕЛИЗМА
Бог и социальный мир
Человек и общество
Церковь и государство
Религиозно-церковная жизнь и гражданское общество
Права и свободы человека
Социальные конфликты
Безопасность человека
О социальном поведении, нарушающем религиозно-нравственные и правовые нормы
Семейная и социальная этика
Христианство в геополитическом контексте: экуменическое движение

СТРАТЕГИЯ БОГОБОРЧЕСТВА – ПУТЬ К СТРАДАНИЯМ
Секуляризм, угашающий дух, и «Великая христианская депрессия»
Государственное безбожие
Церковь под пятой государства
Секуляризм – причина проклятий, заставляющих страдать целый народ
СЕКУЛЯРИЗМ В ДЕМОНИЧЕСКОМ ОБЛИКЕ ТЕРРОРИЗМА
Секуляризм пробудил демона терроризма
Псевдо-православная апология террора
Квазихристианское мифотворчество
Бумеранг терроризма возвращается в Россию XXI века
ЧАСТЬ II
КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ:
РУССКИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ТИПЫ ИЛИ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ В ЛИЦАХ
РЕЛИГИОЗНОСТЬ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ……………………………………………………………………………..
О необходимости личностного подхода к российской религиозной истории
Понятия религиозности и религиозного типа
Византистский тип
Евангелистский тип
Секулярный тип
Маргинальный тип

ВИЗАНТИСТСКИЙ ТИП
ИГУМЕН ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ (Апология дисциплинарности)
Учредитель и организатор монастырской жизни
Церковная ментальность Иосифа
ЦАРЬ ИВАН ГРОЗНЫЙ («Византистске двоедушие» и московский цезаропапизм)
Противоречивость личности и деятельности царя.
Цезаропапизм и византистское двоедушие
Просвещенный интеллектуал и грубый азиат
ОБЕР-ПРОКУРОР СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА КОНСТАНТИН ПОБЕДОНОСЦЕВ (Бюрократический византизм против евангелизма)
Личность и жизненный путь
Политическая позиция противника конституции и демократии
Стратегия бюрократического византизма
Апология российской версии цезаропапизма

ЕВАНГЕЛИСТСКИЙ ТИП
НОВГОРОДСКИЙ СТРИГОЛЬНИК (Опыт первой несостоявшейся русской реформации)
Новгородская феодальная республика
Стригольничество
Вторая реформаторская волна: новые стригольники
Учение новгородско-московских реформаторов
О несостоявшейся русской Реформации
СВЯТИТЕЛЬ НИЛ СОРСКИЙ (Антивизантистское православие, открытое для евангельской духовности)
Эпоха Нила Сорского
Жизнь и личность Нила Сорского
Борьба Иосифа Волоцкого с заволжскими старцами
Победа иосифлянского византизма
ПЕТЕРБУРГСКИЙ АРИСТОКРАТ ВАСИЛИЙ ПАШКОВ (Евангельское пробуждение аристократического Петербурга в 1870-е гг.)
Духовное возрождение полковника-кавалергарда
Евангелизационная и благотворительная деятельность
Выступление православного оппонента
Репрессивная реакция правительства и Синода на деятельность Пашкова
Изгнание из России
ЕВАНГЕЛЬСКИЙ РЕФОРМАТОР ИВАН ПРОХАНОВ (Неосуществившийся проект русской Реформации)
Из Владикавказа в Петербург
В Петербурге
Борьба за права неправославных христиан
Христианство и экономика

СЕКУЛЯРНЫЙ ТИП
ПИСАТЕЛЬ ЛЕВ ТОЛСТОЙ (Богоискательство как богоборчество)
Душа во власти бесов и «арзамасского ужаса»
«Подполье» в душе Толстого
Толстой об Иисусе Христе
Миросозерцательные принципы.
Причины заблуждений Толстого
Самооценка Толстым собственного учения
АПОЛОГЕТ ПОЛИТИЧЕСКОГО ТЕРРОРА СЕРГЕЙ НЕЧАЕВ (Человек-демон и его «Катехизис революционера»)
Несостоявшийся Наполеон из Ярославской губернии
Катехизис террориста
Конец «Народной расправы»
МАРГИНАЛЬНЫЙ ТИП
ИМПЕРАТОР ПЕТР I (Знаковая фигура реформатора, открытого для византизма, евангелизма и секуляризма)
Модернизированный цезаропапизм Петра I
Личная вера Петра I
Религиозность Петра в свете понятий «подполья» и «карамазовщины»
Автократический «полицеизм»
УЧЕНЫЙ-СОЦИОЛОГ ПИТИРИМ СОРОКИН (Русский американец между верой в науку и верой в Христа)
Личность, жизненный путь, мировоззрение
Между язычеством и христианством
Между верой и секуляризмом
О христианском и светском альтруизме
ПИСАТЕЛЬ ВЕНЕДИКТ ЕРОФЕЕВ (Русская душа, заплутавшая между Москвой и Петушками)
Жизнь и судьба
Юродство на грани абсурда
Одиночество и аристократизм духовного «я»
Метафизика и эстетика винопития
Московское шило, воткнутое в певчее горло

ЭПИЛОГ

Любезно прислано автором ©

Для современной России крайне важно отчетливо сформулировать свою национальную идею. От этого будет зависеть ее способность решать свои насущные социальные проблемы.
Все эти проблемы пребывают в духовном пространстве, где на протяжении вот уже нескольких столетий действуют три крупные духовные силы – евангелизм, византизм и секуляризм. Первые две имеют христианские основания. Третья отличается ярко выраженной антихристианской направленностью.
Евангелизм характерен тем, что в нем божеское твердо и непреложно возвышается над человеческим. В византизме их соотношение иное: высшее, божеское оказывается в подчинении у низшего, человеческого — церковь под пятой у государства, богословие под гнетом идеологии, нравственность в подчинении у политики и т. д. В секуляризме все выглядит еще более сумрачно: там, где он господствует божеское вытеснено разрушительными демоническими началами.
Россия начнет успешно разрешать свои социальные, политические, экономические проблемы только тогда, когда осознает их как проблемы религиозные и нравственные. От способности ее коллективной души осознать свою христианскую идентичность и встать на стезю евангелизма зависит ее будущее.

Рецензенты:
Доктор философских наук, профессор К. С. Пигров
Доктор философских наук, профессор М. С. Уваров

Информация об авторе:

Бачинин Владислав Аркадьевич — доктор социологических наук, профессор. Окончил философский факультет
Ленинградского (Санкт-Петербургского) университета и аспирантуру Института философии АН СССР (Москва).
С 1991 г. доктор социологических наук, с 1992 г. профессор. С 2002 г. по настоящее время
— главный научный сотрудник Социологического института Российской Академии наук.
Действительный член Академии гуманитарных наук.
С 2006 г. пастор евангельской церкви «Милость» (СПб.).
Автор более шестисот опубликованных научных работ, в том числе 54 книг по социологии, праву, философии, истории религии, культурологи.

Обсуждение закрыто.