Архив за 19 августа, 2015

19 АвгКрымское ханство в составе Турции

1475–1774 года: Крымское ханство в составе Турции
После того как турки утвердились в Крыму, они оставили управление степной частью хану Менгли I Гераю. Его сделали вассалом турецкого султана. Тот назначал и освобождал от должности ханов из династии Гиреи. Ханы, вылезавшие за пределы прав, которые предоставил им Стамбул, получали наказания. Полуостров был автономным и находился в составе Османской империи.

Сначала в составе Крымского ханства были предгорные и степные части полуострова, а также приазовские и восточные причерноморские степи. Потом ханы завоевали принадлежавшие Литве причерноморские города – Дашев (современ. Очаков), Хаджибей (Одесса) и некоторые другие.

После татарских набегов были разрушены опорные пункты Литвы в степной части Украины. Образовалось крупное незаселенное пространство, которое получило название «Дикое поле».

В XVI столетии после того как Москва ликвидировала Астраханское ханство, ханы Крыма присоединили Прикубанье. Тогда в состав Крымского ханства входили Приазовье, существенная часть Северного Кавказа, а также северная часть Причерноморья.

19 АвгХаджи I Герай – первый хан Крыма

Хаджи I Герай – первый хан Крыма (XVвек)
В первой половине XV столетия собственностью ханов Золотой Орды остались только земли, находящиеся западнее реки Волги. За них боролись Мухамед, Давлет-Берда, а также Гиас-ад-Дин. Впоследствии Крымским полуостровом завладел Давлет-Берда. В свою очередь, Гиас-ад-Дин отправился в Литву и погиб в изгнании. Там пребывал его сын Хаджи I Герай, который хотел заполучить Крымский улус, раньше принадлежавший его деду.

Князь Литвы Сигизмунд Кейстутович желал назначить руководителем Крымского улуса послушного Хаджи I Герая. Благодаря этому он пытался обезопасить южные границы своего государства от набегов татар.

Это произошло в 1433 году, но тогда у Хаджи I Герая не получилось утвердиться на полуострове. Его прогнал еще один претендент на Крым — Сайид-Ахмад I. И Хаджи I Герай вновь пребывал в Литве.

Сайид-Ахмаду I удалось продержаться в улусе 4 года. Затем он был изгнан Кичи-Мухаммедом. Тот подумал, что дело завершено, и отправился вместе со своей ордой в причерноморские степи. Хаджи I Герай решил воспользоваться этой ситуацией. В 1443 году он вернулся на полуостров и при поддержке Сигизмунда Кейстутовича провозгласил Крым независимым ханством.

При помощи литовцев Хаджи I Герай одолел войско Сайид-Ахмада I, который тоже претендовал на улус. Его снова хотел заполучить и Кичи-Мухаммед, находившийся за пределами полуострова, однако, он не проявлял никаких действий.

Генуэзцы, расположившиеся в южной части Крыма, не признали ханом Хаджи I Герая. Их влияние могло вскоре упасть, так что они начали поддерживать Кичи-Мухаммеда, но тот не шел к учреждению самостоятельного ханства.

У Хаджи I Герая не было военных кораблей и осадных машин. Также у него не получилось навязать свою волю кафинцам. Дабы они признали его ханом, он обратился к туркам, которые недавно взяли власть над Константинополем. В 1453 году в Боспоре (современ. Керчь) произошла встреча Хаджи I Герая и представителя султана — Демир-Кяхья. Тогда турки помогли, поскольку сами хотели утвердиться в Крымском улусе.

19 АвгВторжение турок в Крым

Вторжение турок в Крым (конец XV века)
В 1475 году турки взяли власть над Кафой, Сурожем и другими приморскими городами Крымского полуострова. Крым начал входить в Османское государство. Вскоре там был образован санджак — административная единица. В него входили бывшие владения генуэзцев, а также земли княжества Феодоро. Все они находились под управлением турков.

У турецкого паши была резиденция в Кафе, которая получила название «Малый Стамбул». В городе всегда были турецкие войска, охраняющие резиденцию. Кроме того, гарнизоны присутствовали в Мангупе, Судаке и некоторых других городах.

В стратегически важных местах турки возвели крепости, в которых тоже пребывали гарнизоны. Это были Ор, Арабат, а также Гезлев.

19 АвгТермоядерный синтез всего через 10 лет?

Термоядерная
энергетика, с ее неисчерпаемым водородным топливом и огромными генерируемыми
мощностями, уже десятки лет остается лишь мечтой и серией дорогостоящих
лабораторных опытов. У физиков даже появилась шутка: «Практическое
применение термоядерного синтеза начнется через 30 лет, и этот срок никогда не
изменится». Тем не менее, в  Массачусетском
технологическом институте (MIT) уверены, что долгожданный  прорыв в энергетике случится
всего через 10 лет.

Уверенность
основана на использовании новых сверхпроводящих материалов для создания
магнита, который будет намного меньше и мощнее существующих сверхпроводящих
магнитов. По словам директора центра плазмы и термоядерного синтеза MIT профессора Денниса Уайта (Dennis Whyte), использование новых
коммерчески доступных сверхпроводящих материалов на основе редкоземельного
оксида бария меди (REBCO) позволяет создать очень мощные и компактные магниты.

Более мощное
магнитное  поле облегчает управление
плазмой: чем оно сильнее, тем меньший объем плазмы и меньший объем активной зоны
можно использовать. В итоге небольшой термоядерный реактор может производить
столько же энергии, сколько и современный большой. Понятно, что компактную
установку проще построить и эксплуатировать.

От мощности сверхпроводящих магнитов зависит КПД
термоядерного реактора

Новые магниты можно
применить на существующей конструкции токамаков, которые имеют активную зону в
форме пончика. Кроме того, возможен и ряд новшеств. Надо отметить, что
строящийся во Франции крупный экспериментальный токамак ITER стоимостью $40 млрд
не учитывал прогресс в области сверхпроводников, иначе он мог бы быть вдвое
меньшего размера, намного дешевле и быстрее в строительстве. Впрочем, новые
магниты можно установить и на ITER, что значительно повысит его мощность.

Новые магниты можно применить и на ITER

В управляемом
термоядерном синтезе сила магнитного поля играет ключевую роль. Ее удвоение в
16 раз увеличивает мощность реакции синтеза. К сожалению, сверхпроводники REBCO
не могут удвоить силу магнитного поля, но все же способны в 10 раз увеличить
мощность реакции синтеза, что тоже отличный результат.

По мнению Денниса
Уайта, термоядерный реактор, способный снабжать электроэнергией около 100 тыс.
человек,  можно будет построить в течение
примерно пяти лет. Трудно поверить, что эпохальный прорыв в энергетике, который
может остановить глобальное потепление, может произойти так быстро. Однако в MIT уверены, что на этот раз 10 лет — это не шутка, а реальный срок
появления первых работоспособных токамаков.

 Распечатать